Главная » Статьи » АВТОМОЙКА |
Автомойки - очень выгодный и быстроразвивающийся бизнес. И дело здесь не только в том, что спрос на услуги по мытью авто по-прежнему выше предложения. Большинство московских моек работает либо с нарушениями, либо вовсе нелегально, не говоря уж о том, что если чек за услугу и пробивается, то на значительно меньшую сумму - таковы секреты мастерства. Но, возможно, ситуация скоро изменится - благодаря появлению осенью этого года целой сети тоннельных моек невиданной производительности.
Дикие набережныеАвтомоечный бизнес зародился в Москве в начале 1990-х - до этого граждане мыли свои машины или на автобазах, договариваясь с их руководством, или на природе, у ближайшего водоема (понятно, об экологии тогда никто не думал), но чаще всего просто во дворах. Первыми профессиональными и коммерческими автомойщиками можно, наверное, считать появившихся сразу после начала перестройки мальчишек и даже вполне взрослых теток с тряпками и ведрами вдоль набережных Москвы-реки и Яузы, предлагавших свои услуги "за пятерку". Правда, обычно они не столько мыли машину, сколько разводили по корпусу грязь. Собственно, другого, по словам Николая Морозова, совладельца московской автомойки, ожидать и не приходилось, "учитывая отсутствие не то что аппаратов высокого давления, но даже влаговпитывающих тряпок". Повышенная рентабельностьБорис Голов, президент ассоциации "Чистый транспорт": Первое постановление под названием "О неотложных мерах по развитию автомоечного хозяйства в Москве" столичное правительство выпустило в 1995 году - согласно ему, должно было быть построено 520 моек. Тогда начался первый автомоечный бум: до кризиса 1998 года было построено порядка 760 моек. Когда в стране упразднили лицензирование автомоечного бизнеса (он относится к техобслуживанию и ремонту автомобилей, на которые и отменили лицензирование), количество моек резко пошло в гору, начался второй бум - было открыто еще порядка 300 автомоечных комплексов. Сейчас в Москве работает около 1,2 тыс. моек, что явно недостаточно для города с 2,7 млн частных автомобилей (каждый год их число прирастает на 130 тыс.). Николай Морозов: Количество клиентов на мойке зависит прежде всего от погоды. Бывают дни, когда может не заехать ни одной машины, например когда дождь идет и нет смысла мыть машину. Самая лучшая погода для мойщика - после дождя, когда выглянуло солнце, а лужи высохли. В такую погоду на всех московских мойках начинается настоящий ажиотаж, очередь может растянуться на пару часов. Алексей Иванов, гендиректор компании "Дилан-люкс": Как-то на нашу мойку подъехал клиент, уставший стоять в очередях, и предложил снять весь бокс на месяц, чтобы он всегда его ждал! Говорит: плачу сразу $3 тыс., но бокс мой. Вот до чего людей доводят очереди, особенно тех, у кого есть деньги. Российская погода богата на сюрпризы, и, по словам Максима Яковлевского, гендиректора компании "Фаберон", дней, когда мойки загружены по максимуму, из 365 - все 300. Однако есть еще химчистка салона (ею пользуется до трети клиентов - правда, только раз в году), полировка и прочие услуги, гораздо более дорогие, чем просто мойка. Алексей Иванов: Следы внутри автомобиля могут быть самые разные. Я, например, курю, и от этого остается желтоватый след на лобовом стекле; кто-то возвращается с охоты - и вся машина в крови зверя; или бывают даже на потолке следы от обуви дамочек после секса в машине; или собака потыкалась носом в обивку, оставив сопливый след. Николай Морозов утверждает, что оборот моечного бизнеса существенно выше, так как владельцы используют мойку "по полной". Например, оказывают услуги по тонировке: за ночь можно затонировать три машины, а это, между прочим, $1 тыс. только за работу. Николай Морозов: Мойка - дело более прибыльное, чем тот же автосервис. В среднем один пост может приносить до $10 тыс. в месяц, то есть мойка на три поста ежемесячно дает до $30 тыс. Конечно, не все мойки столь рентабельны, для этого должно быть удачное месторасположение и отличная организация работы: профессиональные мойщики, хорошее оборудование и технология работы. Два профессионала с водяными пушками помоют любой автомобиль за 3-4 минуты, а неумехи будут мыть минут 30-40. При этом рентабельность моечного бизнеса обычно не ниже 30% (самые прибыльные услуги - химчистка салона и полировка, но даже при мойке кузова за 200 руб. ингредиентов, то есть шампуня, на один автомобиль расходуется всего на 10-15 руб.!), а как правило, составляет 100% и выше. Чистый рынокОсновная проблема, ограничивающая развитие моечного бизнеса в городе, - это, конечно, отсутствие земли. Когда проектировались трассы и даже новая МКАД, такие объекты инфраструктуры, как автомойка, просто не учитывались. Борис Голов: Безусловно, автомоечный бизнес интересен многим потенциальным инвесторам, так как очень рентабелен, но вот свободной земли в городе практически не осталось. В связи с этим, по мнению Максима Яковлевского, конкуренция среди мойщиков не возникнет в ближайшие 15 лет. Впрочем, те, кому удалось "пробить" вопрос с землей (как известно, при наличии денег и связей невозможное возможно), активно строят мойки. Не секрет, что многие мойки работают, мягко говоря, нелегально. Просто потому, что легализоваться им практически невозможно, ведь при этом их затраты многократно возрастут. Николай Морозов: Власти к автомойке предъявляют весьма много жестких требований, особенно с точки зрения экологии, - почти как к автозаправке. Например, мойки не могут находиться ближе 70 м к жилым домам. Кроме того, на них необходимо устанавливать замкнутые системы очистки воды, которые стоят порядка $20 тыс., а таких денег или жалко, или нет. Слив в ливневую канализацию использованной воды категорически запрещен правилами СЭС. Между тем многие мойщики последним требованием просто пренебрегают. Благо решить с чиновниками или экологами "полюбовно" можно любые вопросы. Пренебрегают, по разным оценкам, не менее 90%. Водоочистка есть, но она простаивает, так как при активном использовании требует дополнительных расходов каждые два-три месяца. У некоторых же вообще вместо водоочистки - муляж и имитация. Другая проблема владельцев моек - регулярные набеги милиционеров с проверкой паспортного режима. Николай Морозов: Москвича, моющего автомобили, я еще не встречал. В основном наши сотрудники - приезжие из ближнего или дальнего зарубежья. Работа мойщика непрестижна и не полезна для здоровья: постоянно в воде и химии. А зарплаты небольшие, в среднем по рынку не больше $500. Впрочем, бывают и исключения - все зависит от "производительности" мойщика. Некоторые профессионалы, работающие много лет, могут зарабатывать по $1 тыс. в месяц и больше, но при этом они умеют мыть одну машину за 4,5 минуты. Обычно же мойщики получают проценты - до трети от цены услуги. Подобные неприятности могут возникнуть и при использовании дешевой, некачественной химии. Максим Яковлевский: В свое время мы закупили недорогую химию, и по вине мойщика была испорчена обивка сиденья "Ягуара", что нам обошлось в $800. Конечно, мы от подобной продукции давно отказались, но многие автомойки применяют ее до сих пор, ведь она раза в три дешевле качественной. Стоит лишь слегка напутать с концентрацией, разводя ее водой, - и можно получить раствор, способный запросто сжечь дорогую кожаную обивку салона. Затраты на химию составляют 7-12% стоимости услуги, и эти проценты лучше не экономить. Профессионалы считают, что самую лучшую автокосметику производят в Европе - в Германии, Финляндии, Дании. Под давлениемКак утверждают все участники рынка, один из основных факторов успеха любой автомойки - ее месторасположение. Алексей Иванов: У нас было в аренде несколько моек на МКАД, но мы от них отказались. Две были вообще убыточны - оказалось, люди не хотят мыть свои машины на МКАД, которая всегда грязная. Самое выгодное расположение моек - на пути миграции людей - от дома на работу. Мойка на выездеCамый экономичный вариант выхода на автомоечный рынок - приобрести передвижную мойку. Дмитрий Петий, исполнительный директор компании "Фортис" из Петербурга: В США, Великобритании, Канаде передвижные мойки работают по вызову: например, надо владельцу какого-то ресторана или автобазы помыть машины - он вызывает мобильную мойку, и весь процесс происходит прямо по месту стоянки машины. Главная же часть мобильной мойки - это поддон с надувными бортиками, на который и заезжает автомобиль клиента, так что загрязнение окружающей среды исключено (собственно, именно поэтому компании "Фортис" удалось получить заключения СЭС). Впрочем, как признает большинство участников рынка, будущее все же за почти промышленными автоматическими моечными комплексами, где помывка автомобиля будет поставлена на конвейер (все же ручная мойка - услуга во всем мире элитная, и с удорожанием рабочей силы в Москве, а также из-за борьбы с мигрантами может стать таковой и у нас). Удаление грязи в промышленных масштабах Впрочем, такие комплексы давно и успешно функционируют в Европе, в той же Германии, куда директор "Фаберона" опять отправился перенимать технологию. Максим Яковлевский: В Германии, когда заезжаешь на мойку, тебя встречает менеджер, спрашивает: что вы хотите сделать - мойку или полировку? Мойка стоит €4-5, полировка - €17 (вместе с мойкой), все вместе занимает до получаса. Но пропускная способность мойки обеспечивает ей очень приличные обороты. Mister Wash, которому принадлежит большая доля моечного рынка Германии и чьи мойки стоят под €5 млн, в день моет 3,5 тыс. машин. Просто умножаем на €5 - получается уже €17,5 тыс. в день, и это без полировки ценой €17, которой пользуется примерно треть клиентов. Во всем мире мойка - очень доходный бизнес. На самом деле не важно, сколько ты вложил денег в автомойку: если все сделано грамотно, любой объект должен окупиться максимум за 2,5 года. Правда, есть одна проблема: в России почему-то считается, что автоматические мойки вредны для лакокрасочного покрытия машин, царапают и портят его. Профессионалы, даже владеющие ручными мойками, это утверждение опровергают. По их словам, если все механизмы на мойке работают нормально, а щетки и валики своевременно заменяются, никаких проблем для автомобиля быть не должно. Максим Яковлевский: Качественная автоматическая тоннельная мойка абсолютно безвредна для автомобиля. Скептическое общественное мнение об автоматических мойках в России сложилось из-за использования устаревших конструкций, отсутствия своевременного их обслуживания и из-за этого действительно имевших место прецедентов порчи лакокрасочного покрытия. Мы в своих тоннельных мойках будем использовать новые технологии, где вместо устаревших пластика и лески применяется новый материал совтек (типа войлока), не впитывающий в себя песок, который зачастую и портит покрытие машин. Пока же большинство моечных объектов в городе работает с нарушениями: люди просто жалеют вкладывать деньги в нормальное оборудование, те же очистные сооружения, экономят на качественных расходниках. Но это путь в никуда - с появлением качественных тоннельных моек уровень сервиса будет становиться все выше, что позволит клиентам сразу же почувствовать разницу в обслуживании. Только для взрослых. Мытье с раздеванием Кроме одного случая, когда веб-мастер компании "Хонда сервис" решился на оригинальный маркетинговый прием: на фирменном сайте появилось предложение об эротической мойке машин с "утвержденными реальными ценами" на услугу (от 1 тыс. до 5 тыс. руб. за сеанс). В результате число заходов на сайт компании возросло до 10-15 тыс. в день, а по телефону непрерывно звонили желавшие воспользоваться новым сервисом. Особенно много заявок поступило на 23 февраля и 8 Марта. Опрос, проведенный на сайте, показал: услуга заинтересовала 56% клиентов и лишь 11% мужчин оставила равнодушными. Александр, один из руководителей сервиса: До реальной организации мы так и не дошли - все это оказалось не так просто. Основная сложность возникла с кадрами. Симпатичных студенток, готовых на такую тяжелую работу даже с зарплатой, допустим, $1 тыс. в месяц, не нашлось. Звонки от девушек были, конечно, но соответствующего профильного контингента, даже "мамки" из притонов пару раз приезжали, предлагали своих работниц. Но мы же автосервис, а не публичный дом. А как работать зимой, когда двери гаража постоянно открываются, тепло выходит, а тут девушка в бикини! Да она замерзнет и заболеет через пару часов такой работы. При этом машина все же должна быть вымыта качественно, а у девушки совсем другие задачи. Хотя, возможно, когда-нибудь кто-нибудь эти проблемы решит и соберет кассу с автомобилистов-мужчин или женщин - если мыть машину будут мускулистые мачо. Но скорее это будет симбиоз стриптиз-бара и автомойки, где каждый будет отвечать за свой участок работы.
Источник: Материал взят с сайта: www.bishelp.ru *Статье более 5 лет. Может содержать устаревшие данные Источник: http://openbusiness.ru/ | |
Просмотров: 671 | |
Всего комментариев: 0 | |