Только тогда, когда в Москве возникла новая угроза — угроза теракта, мы заинтересовались судьбой отживших свой век авто или на языке официальных документов — брошенных разукомплектованных транспортных средств. А ведь один старый «Москвич» - это тонна металла. Но не всё складывается так просто на пути к явной прибыли.
Утилизация старых автомобилей — это головная боль россии. Необходимую для цивилизованной и дающей прибыль переработки нужно создавать с нуля. Вопрос с финансированием ждёт своего решения, но главное — отсутствует пока само законодательство, регламентирующее порядок утилизации.
Программа, в разработке которой принимали участие сразу несколько министерств (от МВД до Минприроды) должна была стартовать риторического «первого января» 2010 года. Однако мы уже знаем, если кто-то сказал, что «ещё нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», то это ни в коем случае не стоит воспринимать буквально. Вот и сейчас чиновники, на чьи плечи, в общем-то легла ответственность по реализации проекта, отодвигают дату запуска программы ещё как минимум на полгода. В чём же суть проекта?
Каждый пионер, сдавший на металлолом одну единицу устаревшей автомобильной техники, получает купон стоимостью в 50 тысяч рублей. С этим купоном пионер идёт в дилерский центр, торгующий продукцией отечественного автопрома и покупает себе новую машину — либо полностью российскую, либо иномарку, но собранную в Отечестве.
Разумеется, он платит свои кровные, но за вычетом тех самых пятидесяти тысяч рублей.
Идея не нова, она заимствована нами с Запада. Цель такой манипуляции — поддержать отечественный автопром. Ведь в связи с кризисом, те, кто имел возможность приобретать машины только в кредит (а таких — подавляющее большинство), возможность эту потеряли. Что такое 50 тысяч рублей для покупки авто? Вопрос риторический.
Естественно, что затеваемые перемены формируют нишу для принципиально новой предпринимательской деятельности.
Бизнес по утилизации автомашин: А как этим занимаются сейчас?
Для того, чтобы открыть цех по утилизации, необходимо далеко не дешёвое оборудование — пресс и шредерная установка для металла, которых в Москве, кстати, всего три. Шредерная установка выдаёт металл без примесей, без краски — готовый к переработке. Стоимость «шредерного» металла — то есть сырья, вышедшего из этой установки, в семь раз выше стоимости того сырья, которое в неё закладывалось. У на такого сырья (по понятным причинам — количество таких установок) на рынке мало.
Себестоимость утилизации одной машины составляет около 2000 рублей. Прибыль, которую получает предприниматель — 10% от названной суммы. Естественно, что заработать в таком бизнесе можно только на количестве, поставленном на бесперебойный поток. В этом смысле у нас всё «хорошо» - обочины дорог завалены брошенными автомобилями, особенно в Сибири. Поэтому сегодня предприниматели сами, подобно Магомету, идут к горе — занимаются сбором ничейных машин. Только в столице таких компаний насчитывается больше ста.
Выгода от утилизации машин зависит от колебаний рыночных цен на металл. При максимально благоприятной конъюнктуре чистый доход с одной машины достигал трёх тысяч (это много). Однако, как известно, кризис привёл к тому, что цены на рынке лома чёрных металлов подешевели вдвое, и это привело, в свою очередь, к падению рентабельности предприятий, связанных с продажей лома. Кроме всего прочего, прибыль потенциального предпринимателя может свести к цифре, близкой нулю, ... соблюдение им всех формальностей, то есть, требований экологов и других контрольных органов. Как пишет газета «Коммерсант», даже имея административное и денежное «плечо», одна из столичных фирм, решившая устроить подобное производство в подмосковье, не смогла соответствовать всем требованиям по открытию площадки утилизации. Откуда ж такие деньги у простого мужика?
Подготовка площадки для разборки и прессования автомобилей обойдётся предпринимателю в 300 тысяч евро. Самый сложный этап процесса — утилизация масла, которое обычно сливается прямо на землю, губя почвы на 5 км вокруг. Вообще требования экологов таковы, что мелкий бизнес с этим вряд ли справится в одиночку — упущенное нужно навёрстывать гигантскими шагами, с привлечением государственных субсидий. Ну а как же работают те, кто не ждёт милостей от природы? К сожалению, варварскими и незаконными методы, в основном по «серым» схемам. Исключения есть, но они редки. Если администрация области (как это произошло в Сибири) идёт навстречу предпринимателям и если в области есть уже работающие перерабатывающие заводы, то бизнес на утилизации может быть сверхприбыльным. Там перерабатывается всё, даже масло, сжигается только картон.
В основном же с отслужившей свой век машины снимаются все детали, которые можно продать хоть с какой-то выгодой, а остальное под покровом ночи вывозится на импровизированную свалку. При этом масло сливается на землю, как мы уже говорили, и поделать с этим ничего нельзя. Ведь запуск пилотного проекта, который будет отличаться своей цивилизованностью, состоится не раньше середины 2010года, да и то в ограниченном количестве регионов. Понятно, что при существующих сегодня условиях бизнеса, им могут занимааться лишь те, к кому не возникает претензий у городских властей. Специалисты подсчитали, что для того чтобы утилизировать весь брошенный автопарк, потребуется сумма, превышающая годовой бюджет страны.
Бизнес по утилизации автомашин: Бизнес на посредничестве
Между брошенной машиной и пунктом сбора металлолома есть пропущенное звено — это посредники, которые заняты «сшиванием» спроса и предложения. Для старта в этом бизнесе необходимо иметь один-два эвакуатора и манипулятор. Покупка этой техники обойдётся примерно в полтора миллиона рублей. Обязательно придётся вкладываться в рекламу своих услуг и завести свой сайт в Интернете. Чистая прибыль за один утилизированный автомобиль выходит в среднем 2-3 тысячи рублей. Вот примерные сегодняшние цены, предоставленные экспертами газеты «Коммерсант» на все полезные части разобранного автомобиля: Кузовной металл (3 тысячи рублей\тонна); «толстый» металл (7 тысяч рублей \тонна); пластик (10 рублей\кг); шины (1 тысяча рублей\тонна); стёкла (3 рублей\тонна); аккумулятор (11 рублей\кг).
При лояльности администрации и наличии в области перерабатывающих предприятий, готовых брать Ваше сырьё, рентабельность бизнеса может достигать 35-40%.
Назаренко Елена
(с) www.openbusiness.ru