Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АВТОШКОЛА

СВОЙ БИЗНЕС: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОШКОЛАМ

Автомобиль уже давно превратился из роскоши в незаменимое средство передвижения, поэтому автобизнес считается прибыльным и очень перспективным направлением. Даже несмотря на высокую конкуренцию практически в каждом сегменте, новички на этом рынке имеют все шансы на успех. Главное, знать все особенности и подводные камни в выбранной сфере деятельности.

Одно из наиболее распространенных направлений автобизнеса – это школы для обучения будущих водителей. Популярность автошкол обусловлена несколькими причинами, главные из которых – востребованность их услуг и относительно небольшой стартовый капитал, необходимый для вхождения на рынок. Есть, правда, у него и недостатки. Как и другие направления в автомобильной индустрии, автошколы также ощущают на себе любые неблагоприятные проявления в экономике. К примеру, во время недавнего экономического кризиса многие автошколы были вынуждены закрыться: объемы продаж машин значительно снизились, соответственно, упал и спрос на обучение вождению. Затем ситуация в нашей стране нормализовалась, и количество автошкол снова возросло.

Однако в этом году произошли некоторые существенные изменения в отечественном законодательстве, которые, по мнению специалистов, могут привести к закрытию большого количества школ обучения вождению и значительно осложнить работу тех, кто останется.

 

Формальные вопросы: оформление автошколы

Желающие открыть собственную автошколу могут выбирать лишь между двумя организационно-правовыми формами – ООО (общество с ограниченной ответственностью) или НОУ ДО (некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования). Индивидуальный предприниматель открыть автошколу не может, так как последняя оказывает образовательные услуги, а этим видом деятельности, в соответствии с законом «Об образовании», может заниматься лишь юридическое, а не физическое лицо. Раньше ИП мог зарегистрировать лишь автошколу типа экстернат, для открытия которой не требовалась лицензия, но теперь в связи с изменениями в законодательстве и этой возможности уже нет. При открытии ООО нужно зарегистрировать в налоговой следующие виды деятельности по ОКВЭД:

 

  • 85. Услуги в области образования
  • 85.42.11 Услуги школ подготовки водителей автотранспортных средств
  • 85.42.11.000 Услуги школ подготовки водителей автотранспортных средств.

 

Для осуществления образовательной деятельности в любой сфере необходимо приобрести лицензию, которая действует пять лет. Ее получение занимает немало времени – от трех месяцев до года. Порядок получения лицензии определяется «Положением о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 № 174. Согласно ему, заявитель должен подать в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки следующие документы: заявление на получение лицензии, учредительные документы компании, заверенные у нотариуса, копии свидетельства юридического лица, трудовые договоры с работниками, документы о наличии у школы необходимого методического и учебного материала, документы о наличии необходимого оборудования и инвентаря, договор аренды помещения, зарегистрированный в органах местного самоуправления, договор аренды места под автоплощадку, квитанция по уплате лицензионной пошлины.

Кроме того, нужно будет получить заключения СЭС и пожарной инспекции. Для этого в СЭС предоставляется учредительная документация договор аренды помещения или свидетельство о праве собственности на него, договоры на утилизацию ртутьсодержащих ламп и вывоз мусора, план БТИ, программа производственного контроля. В пожарную инспекцию необходимо предоставить договор аренды помещения или свидетельство о праве собственности, замеры сопротивления изоляции, свидетельство ответственного за пожарную безопасность о прохождении обучения, проект пожарной сигнализации и расположения огнетушителей. Помещение, где будут проводиться занятия, необходимо зарегистрировать и в ГИБДД (регистрация осуществляется после осмотра).

Ранее требования к автошколам определялись Письмом Минобрнауки РФ № ИК-2218/03, ГИБДД РФ N 13/5-255 от 30.12.2008 «О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств». Но с этого года требования существенно изменились.

 

Нововведения в автошколах с 2013-2014 года

С 5 ноября 2013 года начали действовать изменения в законе РФ «О безопасности дорожного движения». Так, например, была введена категория «М», в которую входят такие транспортные средства, как мопеды и скутеры. Теперь для того чтобы погонять на скутере, необходимо получить права категории «М», которые выдаются с 16 лет. При этом первое обучение будет самым сложным, а получение новой категории в будущем займет уже немного меньше времени. На обучение вождению скутером отводится 70 часов теории и 50 часов практики. Причем четыре часа из теоретической части будут посвящены психологии – основам саморегуляции и профилактики конфликтов. На управление квадро- и трициклами потребуются права категории «В1», а на мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см – права категории «А1».

Некоторые изменения коснутся и порядка получения водительских прав на мотоцикл категории «А». С 1 сентября 2015 года желающие получить их должны будут сдавать экзамен в условиях городского движения. До этого времени для получения прав достаточно сдать теорию и подтвердить первоначальные навыки вождения на площадке.

Кроме того, в водительских правах появилась новая отметка «АТ», которая обозначает автоматическую трансмиссию. Таким образом, для обучения вождению автомобиля с автоматической коробкой передач используется другая программа, нежели для обучения вождению на механике. При этом при наличии прав с отметкой «АВ» водитель не может управлять автомобилем с автоматической трансмиссией. Чтобы открыть новую категорию, необходимо будет пройти дополнительный практический курс обучения вождению. Но повторно проходить полную теоретическую часть не нужно. Также появились новые подкатегории – BE, CE, DE, C1E, D1E.

Еще одно нововведение, которое неблагоприятно отзовется на небольших автошколах, связано с отменой сдачи экзаменов на вождение экстерном. Теперь ученик может быть допущен к сдаче экзамена в ГИБДД лишь после прохождения полного курса обучения вождению. С этого года экзамены на водительские права категории «В» и «С» можно сдавать с 17 лет. Но даже при успешной их сдаче документы на вождение автомобиля ГИБДД выдаст не раньше, чем через год.

 

Новые требования к программе обучения

С 11 августа 2014 года вступил в силу новый регламент подготовки водителей, по которому увеличивается количество учебных часов на теорию и практику. Подготовка водителей будет состоять из базового курса и дополнительных модулей для отдельных категорий и подкатегорий. В программу обучения теперь входит езда с прицепом, организация грузоперевозок, психологические практикумы по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций на дороге и основы оказания первой медицинской помощи на дороге. Расширение теоретической части распространяется на все программы обучения, независимо от категории транспорта. То есть если вы пришли получать права на вождение скутера, все равно придется прослушать курс по правилам грузоперевозок и сдать те же экзамены на знание теории, что и будущие водители «легковушек». Зато в будущем при получении прав более сложной категории вы прослушаете более краткий курс теории (разница, правда, не велика и составляет всего 6 часов).

Согласно новым правилам лицензирования, вступивших в силу 17 ноября 2013 года, автошколы теперь могут разрабатывать собственные программы обучения, но должны в обязательном порядке согласовывать их с ГИБДД. В обязательном порядке в теоретической части изучается административное, гражданское и уголовное право, основы охраны труда и окружающей среды. Общее содержание практической программы должно включать изучение посадки, переключение передач в различном порядке, разгон, торможение, остановка, разворот, проезд железнодорожного переезда, маневрирование на ограниченном участке. Лишь после закрепления основных навыков вождения ученики могут выезжать на автодорогу с различной интенсивностью движения.

В зависимости от того, на какой стадии обучения находится ученик автошколы, к нему применяются понятия «курсант» или «кандидат в водители». Курсантом называется ученик в начале обучения, а кандидатом в водители – по окончании обучения в школе вождения. Только после успешной сдачи экзамена в ГИБДД он может стать полноправным водителем.

Конечно, уместить весь объем необходимых знаний в прежние сроки обучения не получится. Официально срок обучения для получения прав самой популярной категории «В» увеличивается до 134 часов теории (было 106 часов) и 56 часов практических занятий (было 50 часов). А вот тем, кто хочет получить самую сложную категорию «D», придется учиться целых 257 часов. Средний срок обучения предприниматели оценивают в 4-5 месяцев, а не в три месяца, предусмотренных программами. Дело в том, что уложится в три месяца при столь обширной программе можно лишь занимаясь минимум 2-3 раза в неделю. А такая возможность есть далеко не у всех. При посещении автошколы раз в неделю курс растягивается на полгода. С другой стороны, и расписание под всех не подгонишь. Стоимость обучения, по мнению владельцев автошкол, составит не менее 30-35 тысяч рублей. Некоторые даже прогнозируют увеличение цен до 60 тысяч рублей за курс, что, впрочем, весьма сомнительно.

 

Материально-техническая база автошкол

По мнению аналитиков, уже одно лишь увеличение количества часов приведет к росту стоимости обучения в автошколах минимум на 15 % (в других источниках приводятся сведения о 30 %). На самом деле, удорожание будет более значительным, - уверены владельцы автошкол. Ведь им нужно будет обеспечить под новые требования необходимую материально-техническую базу, и эти расходы придется компенсировать самим ученикам. Даже оборудование классов для соответствия новым требованиям может влететь «в копеечку». В частности, стало обязательным прохождение медицинских тестов на компьютере. Ученики должны пройти тесты на определение своего темперамента и уровня стрессоустойчивости. Хотя в автошколах и ранее были предусмотрены занятия на компьютерах, но теперь их количество, возможно, придется увеличить: максимальное количество человек в группе ограничивается 25, и в идеале (если удастся набрать полную группу) каждому потребуется свой ПК. Помимо компьютеров, нужно будет обзавестись видеопроекторами, тренажерами-манекенами для отработки навыков оказания медпомощи и тренажером для обучения вождения. Как и раньше, не обойтись без двигателя с навесным оборудованием, коробки передач, заднего моста с тормозными механизмами и другими составляющими автомобиля для наглядного изучения.

Также каждое учебное заведение должно иметь комплект учебных пособий для занятий, который включает в себя методички, видеофильмы и плакаты. На видном месте нужно повесить информационный стенд с учебными планами подготовки водителей, копией лицензии автошколы, расписанием занятий, копией нормативных актов о защите прав потребителей, а также книгой жалоб.

Новые требования предъявляются к учебным помещениям, учебным автомобилям и даже к учебной площадке. Площадь последней теперь должна составлять не менее четверти гектара (0, 25 га). Автодром должен быть оборудован светофорами, дорожной разметкой, железнодорожным переездом, возвышениями, перекрестками, то есть полностью воспроизводить реальную дорогу со всеми ее особенностями и опасностями для начинающего водителя. Обязательно наличие на автодроме асфальтового или бетонного покрытия и ограждения.

В программах прописаны формулы расчета пропускной способности автошколы, которая зависит от количества и размеров классов, а также от количества автомобилей.

К учебным автомобилям также применяются новые требования. В частности, вводится новое понятие – «дублирующие органы управления», которые находятся на рабочем месте инструктора и предназначены для его вмешательства в управление автомобилем в случае возникновения экстренной ситуации и для обеспечения безопасности других людей, включая пешеходов и водителей. Дублирующие органы управления соответствуют педали тормоза и сцепления в автомобиле с механической коробкой передач и педаль тормоза в машине с автоматической трансмиссией. Когда инструктор нажимает на дублирующую педаль, должна срабатывать звуковая или световая сигнализация. Следовательно, для этого нужно оборудовать все учебные автомобили лампами и плафонами, которые устанавливаются в зоне видимости всех пассажиров автомобиля. Если на педаль нажимает курсант, сидящий за рулем, сигнализация не должна срабатывать. Это новшество, по мнению его авторов, позволит сделать процесс сдачи экзаменов на права более прозрачным и объективным, исключая возможность незаметного вмешательства инструктора.

В случае необходимости, если на рабочем месте инструктора находится другой пассажир, дублирующие органы управления должны быстро приводиться в нерабочее состояние (демонтироваться). Если курсант нажимает на свои педали, то дублирующие педали инструктора не должны двигаться. При нажатии же инструктором на свои педали, педали курсанта также приходят в движение. Это позволяет ученику лучше ориентироваться при обучении вождению. Также вводится требование оборудовать автомобили для обучения вождению видеорегистраторами. Причем модели такого оборудования утверждает ГИБДД.

Сами инструкторы и преподаватели должны иметь высшее образование и соответствующую квалификацию. Следовательно, вместе с требованиями возрастает и их уровень заработной платы. Напомним, что для обучения 25 человек в течение трех месяцев потребуется один преподаватель теории и минимум два-три инструктора по вождению.

 

Перспективы для автошкол

На первый взгляд, все эти изменения в перспективе отразятся на работе автошкол, в целом, положительно, улучшив качество подготовки будущих водителей. Но увеличение количества часов и обновление автопарка неизбежно приведет к увеличению расходов автошкол и росту цен на обучение. Следовательно, количество желающих получить права заметно снизится. Не каждый сможет позволить себе потратить полгода и 30 тысяч рублей на обучение, особенно с учетом ужесточения порядка сдачи экзаменов на права. Проблема заключается и в том, что переоборудование учебных центров ложится напрямую на их владельцев. Привести все в соответствие с новыми требованиями в кратчайшие сроки могут далеко не все автошколы. У большинства из них просто нет таких возможностей. Ученики, которые начали обучение до 11 августа 2014 года, будут доучиваться по старой программе. А вот набор новых желающих сесть за руль автомобиля многим автошколам пришлось временно приостановить из-за необходимости перелицензирования по новым требованиям, что неизбежно приведет к существенным убыткам.

Экзамены по новым требованиям также планируется принимать не раньше конца текущего года (пока новый регламент не принят). Изменения коснулись и их. Теперь первый этап практического экзамена, который был ранее, выделяется в отдельный экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Таким образом, для того чтобы получить права по новым требованиям надо будет сдать три экзамены – один по теории и два практических. Планируется также установить государственную пошлину за каждый экзамен, что еще больше увеличит стоимость водительских прав. Те же, кому не удалось сдать хотя бы один из экзаменов с третьего раз, могут еще раз попробовать свои силы не ранее чем через 30 дней. Срок действия положительной оценки за теоретическую часть увеличен с трех месяцев до шести.

Принимать экзамены должны уполномоченные лица. Рядовые инспекторы ГИБДД лишаются такого права. Правда, где брать таких специалистов, пока неизвестно. На сегодняшний день лишь планируется создавать специальные учебные заведения для подготовки кадров.

Сысоева Лилия


Источник: http://openbusiness.ru/
Категория: АВТОШКОЛА | Добавил: yura (12.09.2014)
Просмотров: 7837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: